Условия получения образования инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее  — дети с  ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

Обучающийся с ограниченными  возможностями  здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее  необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ «Детский сад №38 «Апельсин»  1952 год  постройки (корпус № 1), 1966 год постройки (корпус № 2)в связи с чем не предусмотрено наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На основании плана дошкольного учреждения по реализации мероприятий по обеспечению доступности МБДОУ для лиц с ограниченными физическими возможностями, здание оборудовано кнопкой вызова  инвалидом работника дошкольного учреждения, имеется выделение желтым цветом полосок для слабо видящих людей.

При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Наличие детей с ОВЗ и организация деятельности на логопунктах

В МБДОУ «Детский сад №38 «Апельсин»  в 2023-2024 учебном  году   три ребенка-инвалида,  всего детей, которым будет оказана коррекционная помощь — 77 человек. Из них дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи) посещают учреждение в количестве 33 человека.  Они интегрированы в группы общеразвивающей направленности, а также получают помощь на логопунктах и по индивидуальным образовательным маршрутам.  Логопункты оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы. Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели групп и специалисты, через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Все педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного образования» в объеме 36 часов.

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, задержка психического развития).

Адаптированная программа разработана с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Основные направления программы:

  • создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
  • В программе также учитываются:
  • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
  • возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Формы работы:

  • Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
  • Целенаправленность развития способности данной категории воспитанников на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
  • Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством кружков, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику.
  • Вовлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.

Условия материально-технические

В детском саду оборудованы два логопедических кабинета и кабинет педагога-психолога  (в каждом корпусе).

Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Оборудование и персонал пищеблока «Детского сада  № 38 «Апельсин» осуществляют потребность воспитанников четырехразовым питанием. Создание отдельного меню для  лиц с ОВЗ не практикуется.

Доступ к информационным системам и информационно — коммуникационным сетям

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при  работе  с  официальным сайтом МБДОУ «Детский сад № 38 «Апельсин» и с другими сайтами  образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Имеются мультимедийные средства, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • Федеральный закон » О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 20 июля 1995г., одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995г.)
  • Конвенция «О правах инвалидов»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  • Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (принят Государственной Думой 21 ноября 2014г., одобрен советом Федерации 26 ноября 2014 г.)
  • Приказ от 15 октября 2015г. № 723н «Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида».
  • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы.
  • Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 №575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»и обновления информации об образовательной организации»
  • Постановление администрации г. Тамбова №9073 от 11.12.2015 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в муниципальном образовании городской округ – город Тамбов (2015-2020 годы)»

Приказ Управления дошкольного образования администрации г.Тамбова №44 от 16.02.2016г. «О реализации мероприятий по обеспечению доступности муниципальных дошкольных образовательных учреждений для лиц с ограниченными физическими возможностями»

Паспорт доступности корпус №1

Паспорт доступности корпус №2